Есть ли что-то более итальянское, чем дизайн? От обуви, которую вы носите, и солнцезащитных очков, которые вы надеваете, до сумочки, которую вы носите, и украшений, которые вы выставляете напоказ, почти во всем чувствуется итальянский налет.
Даже акцентное кресло в гостиной и подвесной светильник на кухне несут на себе отпечаток итальянских традиций и стиля. Но знаете ли вы, что большая часть этой мебели и освещения, которые попадают в наш образ жизни, сначала проходит через любопытный факультет дизайна в Salone del Mobile.Milano? Не будет преувеличением сказать, что Миланская мебельная ярмарка — это CES дизайна, где энтузиасты со всего мира собираются в Италии, чтобы продемонстрировать лучшее из мебели, кухонных принадлежностей и освещения.
При этом на выставке Salone del Mobile 2023 в Милане, Италия, было представлено множество столов, стульев и светильников. Являясь испытательным полигоном для дизайнеров сегодняшнего дня и икон будущего, Salone del Mobile выделяется как одна из самых влиятельных и знаменитых выставок дизайна в мире. 61-й выпуск вывел на передний план множество молодых и опытных дизайнеров — из Италии и других уголков мира, — которые познакомили нас с богатым и разнообразным культурным наследием дизайна через свои захватывающие дух творения.





В этом году мы стали свидетелями 307 418 посетителей из 181 страны, что на 15 процентов больше по сравнению с показателями 2022 года. В мероприятии приняли участие более 2000 брендов-экспонентов, в том числе 550 молодых дизайнеров из 31 страны и 28 школ и университетов дизайна из 18 стран. Представители Salone del Mobile сообщили Homecrux, что 65 процентов покупателей и специалистов отрасли приехали из-за рубежа. Несмотря на то, что это число является рекордно высоким, значительное число дизайнеров приехало из Италии.




Итальянская эстетика и красота оказали неизгладимое влияние на мировую индустрию дизайна. Будь то гладкие линии современной мебели или сложная детализация световых решений, итальянский дизайн славится своей элегантностью и изысканностью. Но то, что делает страну таким сильным центром дизайна, мы попытаемся рассмотреть в будущем. Для этого Homecrux взаимодействовал с приверженцами дизайна, чтобы исследовать прошлое, настоящее и будущее итальянского дизайна в свете передовой выставки Salone del Mobile.
«В этом году мероприятие было поразительным. Мы возвращаемся к цифрам до пандемии, но это не единственное, что можно было заметить. Международные переговоры, которые были в центре внимания в этом году, были невероятно посещаемы не только с точки зрения публики, но и с точки зрения участия», — говорит Аннализа Россо, редакционный директор Salone del Mobile, которая отвечала за организацию международных переговоров с Шигеру Баном, Тредалом Торсеном, Мариусом Мюкингом из Snohetta и многими другими известными именами в индустрии дизайна.
«Я была лично впечатлена презентациями многих изделий маэстро прошлого, воплотивших в жизнь некоторые из важнейших элементов истории итальянского дизайна», — сказала Аннализа.
«Но что меня поразило, так это способность наших итальянских брендов объединять свои знания и традиционное совершенство с использованием новых технологий. Способность объединять совершенство прошлого с технологиями будущего — это то, что меня заворожило», — добавляет она.
За каждым продуктом, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, стоит история, и не обязательно, что каждый предмет имеет итальянские корни, но большинство из них имеют. Причина в неоспоримо богатой культуре и традициях дизайна в стране. Итальянские мастера издавна почитаются за их скрупулезное внимание к деталям. Эта отличительная черта делает Италию силой, с которой приходится считаться в дизайнерском сообществе.
От сложных мозаик Римской империи до изделий из кожи ручной работы Флоренции; дизайн-ландшафт Италии развивался с течением времени. История итальянского дизайнерского наследия — это не история одного человека, преодолевшего все трудности: это коллективные усилия дизайнеров и дизайнеров, которые проносятся сквозь века, чтобы выиграть эстафету дизайна. Но остается вопрос: есть ли что-то более итальянское, чем дизайн?


Некоторые могут возразить: футбол, пицца и паста! Да, все это есть, но «дизайн» — это то, что у итальянцев в крови. Он так глубоко проник в их гены, что каждый ребенок изучает функцию, форму и стиль, как мы зубрим математические таблицы в детстве. «Италия всегда была центром дизайна, это у них в генах. Если объединить это с исследованиями новых материалов, это будет непобедимая комбинация», — отмечает известный скульптурный дизайнер Микель Апаричи, чье творение — приставной столик Rara Avis — представлено на выставке Salone del Mobile 2023.
Погружение в историю показывает, что Италия всегда инвестировала в искусство, которое неуклонно процветало в ее пределах. Склонность к искусству, роскоши и культуре сохранялась на протяжении веков, и Италия закрепила свое место в качестве проверенного центра дизайна. Однако только в конце 20-го века страна получила должное за образцовый дизайн и безупречное мастерство.
Серджио Леоне, итальянский кинорежиссер, продюсер и сценарист, основал спагетти-вестерн, новый жанр кинопроизводства, который изменил форму и горизонт того, как люди в то время видели итальянский дизайн. Спагетти-вестерны производились в Европе, отсюда и реквизит от велосипедов до пуль, от гаек до болтов, все было итальянским. Мебель и освещение не были оставлены без внимания и были в равной степени представлены в сценарии.
Результатом стал расцвет итальянского промышленного дизайна в 20 веке, а голливудские фильмы прославляли авангардный стиль, который распространялся по миру как огонь. Это позволило Италии сломать барьеры и пересечь берега, чтобы сделать свое влияние ощутимым.


«Сегодня, когда мы говорим об итальянской (дизайнерской) традиции, мы можем выделить различные течения. С одной стороны, у нас есть переиздание исторических продуктов с обновленными материалами и новой отделкой. С другой стороны, у нас есть новый мир для исследования», — утверждает Тео Сандильяно, итальянский дизайнер и главный редактор Salone del Mobile.
«Переиздание исторических продуктов в первую очередь отвечает требованиям сегодняшнего рынка, но также подчеркивает силу языка Made in Italy, который, даже если продукты присутствуют на рынке уже несколько десятилетий, по-прежнему актуален и современен благодаря простому «обновлению стиля»», — отмечает он.
Тео далее поясняет: «В то время как новый мир ориентирован на внедрение новых биоматериалов, которые происходят из итальянской традиции (от сухофруктов, потребляемых в Италии в период Рождества, до апельсинов и цитрусовых, основными экспортерами которых в Европу являются Сицилия и Калабрия, остатки), все более важным становится присутствие производителей — дизайнеров, которые заново открывают ремесленные традиции или изобретают новые методы устойчивого производства, но прежде всего — совместные предприятия между производственными и цифровыми технологическими компаниями».
За эти годы такие имена, как Аурелио Занотта и Элио Мартинелли, стали лидерами в области дизайна интерьера, создав некоторые из крупнейших брендов, в то время как Габриэлла Креспи и Мануэла Лука-Дацио переняли эстафету женского дизайна и архитектуры. «Дизайн находится в момент потрясений, важно придать традицию правильную ценность. Это не витрина для обозрения, а лаборатория, которая может помочь нам разработать наше будущее наилучшим образом», — поясняет Тео.
Сегодня самый безупречный дизайн столов, стульев, светильников и предметов домашнего декора — все это из Италии. Лейбл Made in Italy проник в наши дома и офисы, и это справедливо. Хотя некоторые могут спорить о культуре, не менее важно понимать, откуда берет начало культура. Я считаю, что это красота!
Я лично понимаю дизайн как красоту, запечатленную в каждом стуле, на котором вы сидите, и в каждом ковре, по которому вы топчетесь. Эта красота была унаследована от мастеров прошлого, которые заложили основу дизайна в Италии, и она просочилась к художникам настоящего; которые продвигают современный дизайн вперед. Красота — это то, что нельзя выразить словами, как и дизайн.
«Как дизайнеру мне интересно наблюдать, как итальянские дизайнеры постоянно раздвигают границы и экспериментируют с новыми формами, текстурами и материалами», — утверждает Аашка Шах, начинающий дизайнер из Индии.
Не только Aashka, но и сотни дизайнеров со всего мира, которые думают так же о культурном наследии Италии, художественных традициях и непревзойденном мастерстве. Итальянский дизайн-идеал заключается в создании красоты и функциональности в равной степени, и это отражается во всем: от моды до мебели, от архитектуры до искусства.
Италия, которая сегодня является маяком для дизайнеров и художников по всему миру, также является результатом этих начинающих дизайнеров, которые верят, что Италия находится в самом сердце дизайна. «Я считаю, что страсть и креативность итальянцев уникальны в мире. У нас есть выдающаяся территория и исключительные мастера, чья креативность позволила нам создавать не только новые продукты, но и новые способы производства», — говорит Марко Гилардуччи, внук Элио Мартинелли и генеральный директор Martinelli Luce.
«Не будем забывать, что в нашей стране (Италии) помимо мастеров есть и исключительные компании в области машиностроения, которые экспортируют новые производственные технологии по всему миру», — добавляет он.
С 61-м выпуском Salone del Mobile, ставшим блокбастером, Италия подтверждает свою ценность как центра дизайна. Страна не только возвышается как родина дизайна, но и оказывается школой для начинающих дизайнеров, желающих начать свою карьеру. С 307 418 посетителями Миланской мебельной ярмарки в этом году будущее итальянского дизайна выглядит сильным, питаясь наследием своего славного прошлого и передовым настоящим. Следующий выпуск пройдет в Милане с 16 по 21 апреля 2024 года, и мы ожидаем увидеть больше величия, чем когда-либо.
Подпишитесь на Homecrux в Google News!