Если вы получили предложение о покупке компании или планируете привлечь инвестора для развития своего бизнеса, то грубую оценку стоимости бизнеса следует провести как можно быстрее.
И какая оценка будет оптимистичной, пессимистичной и реальной.
Основными методами оценки бизнеса являются: по стоимости активов, сравнительный метод и по источнику денег.
- Метод оценки чистых активов целесообразно использовать, когда компания прекращает свою деятельность и в принципе не планирует получать прибыль в будущем. В противном случае владельцы бизнеса не согласятся, что компания стоит столько, сколько они дают за бывшие в употреблении машины и помещения. Хаки по оценке бизнеса должны быть точными и проводиться своевременно;
- Сравнительный метод также редко применим. Сделки для сравнения не публикуются в газетах. А суммы в тех, что публикуются, вызывают здоровый смех. Можно использовать инсайдерскую информацию, но в этом случае нельзя быть абсолютно уверенным во всех деталях, а потому сложно добиться того, чтобы все заинтересованные в оценке лица одинаково доверяли такой информации.
Если вам нужен сайт для продажи бизнеса — попробуйте вебсайтclosers.com. Он имеет все реальные возможности ведения бизнеса, необходимые для прибыльных сделок.
Оглавление
Бизнес как источник денег
Один из самых быстрых и простых методов оценки бизнеса — это рассмотрение компании просто как источника дохода. Простая формула оценки компании с использованием этого метода: «Возьмите EBITDA вашей компании и умножьте ее на X».
Давайте разберемся, что такое EBITDA и что такое X. EBITDA — это прибыль до вычета налогов, банковских процентов и амортизации. Чтобы ее получить, нужно вычесть из прибыли три вышеуказанные суммы. Считается, что таким образом удаляются все детали, которые не имеют прямого отношения к успешности или неуспешности деятельности компании. Все платежи по схеме. Использование EBITDA имеет своих противников, особенно если компания несет большие расходы на содержание недвижимости и активов, но EBITDA в настоящее время более или менее принимается большинством оценщиков как релевантный показатель.
X — множитель. Коэффициент, показывающий, какое соотношение прибыли и цены компании в экономике страны считается правильным. Второй вопрос — что такое X и в каких границах он может находиться. Кто-то говорит, что это 5, кто-то говорит 7, кто-то помнит Европу и 13, а кто-то вообще говорит, что у него американская компания и его нужно умножить на 25.
Важно понимать, что банков много, и они конкурируют за наши деньги. Если один банк дает 10%, а другой – 8%, то при прочих равных условиях второй останется без вкладчиков. Помимо процентов, которые мы получаем за пользование нашими деньгами, есть еще и риск. Но, это один из самых быстрых способов оценить стоимость компании. Например, банк из первой десятки дает 10% годовых, а небольшой банк с одним филиалом тоже дает 10%. На вопрос, где вы возьмете свои деньги, ответ будет очевиден. А если второй банк предложит не 10% годовых, а 50%? Или 100%?
Тот же сценарий работает и с бизнесом. Общее правило заключается в том, что чем выше риск, тем больше должна быть отдача, чтобы оправдать риск. Приблизительные методы оценки бизнеса включают высокорисковые сценарии и методы, поэтому рассмотрите их более подробно. Поскольку более быстрый и простой метод может быть рассмотрен, тем больше факторов риска он имеет, как правило.
Вспоминая предыдущий пример, если банк дает 20% годовых, то для бизнеса 20% будет недостаточно, поскольку банковский депозит обычно менее рискованный.
Кроме того, сравнивая инвестиционные риски, не стоит ориентироваться только на депозиты. Наименее рискованными во всем мире считаются не банковские депозиты, а государственные облигации. Мы пережили несколько крахов государств и относимся к ним без пиетета, но все остальные варианты еще хуже.
Как определить рыночный мультипликатор
Даже самые упрощенные подходы к оценке бизнеса должны включать реальные рыночные мультипликаторы. Самый распространенный рыночный уровень инвестиций — доходность среднего годового депозита в банке. Сейчас это примерно 13,5%. Инвестиции в бизнес обычно более рискованны, чем депозит в крупном банке, поэтому такие инвестиции должны иметь более высокую доходность. Нужно добавить около 5% — это стандартная дополнительная плата за риск в мире.
Следовательно, бизнес должен приносить не менее 18,5%. Это средний, нерисковый, хорошо документированный доход.
Понимая средний процент прибыльности на рынке и зная прибыльность конкретного бизнеса, мы можем определить стоимость такого бизнеса. Например, если бизнес приносит 18,5 миллионов в год, понимая, что средняя прибыльность бизнеса составляет 18,5%, то стоимость бизнеса (Y) составляет 100 миллионов.
Другими словами, наш бизнес, без учета проблем и долгов, мог бы стоить около пяти годовых прибылей. Максимальный потолок, в который его можно оценить, — семь прибылей. Но тут компания уже начинает заявлять, что ее надежность выше банковской. И в принципе, в Украине ничего не может стоить дороже 11 годовых прибылей в валюте.